Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Логотип агро

    

 Использование нетрадиционных техник в декоративно-прикладном искусстве.

 Кинусайга- Пэчворк без иглы.

 Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

 Сухомлинский В.А

 Все началось с того, что мне предложили вести  творческую мастерскую в  рамках летней профильной смены . И передо мной стал вопрос, как  привлечь и заинтересовать ребят. Какое направление выбрать, какую технику. Ведь предстояло решить задачу не только в незаурядности занятий. Выбранная техника должна быть  наименее затратной в материале.

 На помощь мне конечно же пришел Интернет. Здесь я впервые для себя узнала о такой интересной, яркой, необычной технике  как Кинусайга. А теперь поподробнее...

Страна восходящего солнца – Япония, подарила всему миру известные  чудеса такие как оригами, темари, икебана, бонсай, аниме, айкидо и многое другое.  Жители страны восходящего солнца - тонкие ценители красоты во всех  направлениях. Они известны также своим бережным отношением ко всему, что  их окружает. В том числе часто и мастерски переделывают старые вещи в  новые. Кусочки кимоно они не выбрасывают, а превращают в удивительные  картины. Так в 1987 году родилась техника «кинусайга» - это особая лоскутная  аппликация из старых кимоно. Переделывают японцы настолько мастерски, что  работы смотрятся не как соединение разнородных лоскутков, а как вполне  реалистичная картина или даже фотография! Чаще всего изображены пейзажи,  части домов и цветы. 

 

«Кинусайга» напоминает одновременно много рукодельных техник:  лоскутное шитье, батик, роспись, мозаику, аппликацию. 

 

В европейском варианте искусство «кинусайга» носит более прикладной  характер. У нас его называют «пэчворк без иголки», потому что используют не  только для «живописных» картин и красочных панно, но и для декорирования  различных предметов обихода. 

 

Актуальность использования техники «шитьё без иглы» в образовательной  деятельности в первую очередь, конечно, связана с возможностью  использования её как средство развития мелкой моторики рук, представления,  воображения, мышления. Рукоделие с применением ткани обогащает  сенсорные впечатления, развивает образное и пространственное мышление,  зрительно-двигательную координацию,  творческие способности. Учащиеся  учатся оперировать палитрой цветов, сочетать их  между собой. Практические  работы, связанные с обработкой ткани, развивают глазомер. Качество работ из  ткани во многом зависит от точности и аккуратности, соблюдаемых при  составлении выкройки, разметки. 

 

В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его  пальцев». Иными словами – чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем  лучше говорит и развивается ребенок. 

 

Кроме того, большое значение приобретает соблюдение правил культуры  труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к  инструментам, приспособления и материалам. 

 

В процессе  занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с  ножницами, стеком. Работая  в технике «шитьё без иглы»,  практически не   утомляются, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на  протяжении всего времени отведенного для деятельности.  Чем сильнее  ребенок увлечен, тем больше он сосредоточен, тем продуктивнее его труд и  необычнее результат.  

 

Материалы и инструменты

 

Для работы в этой технике вам понадобятся, прежде всего, пенопластовые заготовки. Плоские листы можно нарезать из упаковочной тары, а объемные (с ровной поверхностью) приобрести в специализированных магазинах для рукоделия. Собственно пенопласт и служит основой для работы в этой технике. Именно на него наносится рисунок, на нем делаются контурные прорези, и на него накладываются разноцветные лоскуты.

 

Естественно, что для работы вам будут нужны разнообразные ткани. В ход может пойти все, что угодно. Подойдет шелк, бархат, ситец, велюр, сатин, шерсть (и так далее). Размеры и расцветки лоскутов также могут быть какие угодно – все зависит от вашей задумки и от рисунка. Кроме тканей вам понадобится тесьма и ленты любой ширины, фактуры и цвета, а также шнуры и, возможно, бусины, пуговицы или стразы.

 

Инструменты, необходимые для работы в этой технике:

 

    -ножницы для разрезания ткани,

 

    -клей ПВА, которым ткань будет приклеиваться к поверхности пенопласта,

 

    -карандаш для нанесения рисунка,

 

    -канцелярский нож для вырезания контуров рисунка,

 

    -стек (или любой похожий инструмент) для заправления краев ткани в прорези.

 

 

 Техника работы

 

Подготовив материалы и инструменты, можно приступать непосредственно к процессу изготовления. В основе технологии лежит аппликация. Для создания картины нужен кусок пенопласта. Переводят  выбранную картинку на основу (например, с помощью копировальной бумаги), потом канцелярским ножом (обычным ножом или ножницами) делают надрезы по контуру. Глубина прорези должна быть не меньше пяти миллиметров. Затем заполняют, как бы заправляют ткань в эти надрезы.  Можно для прочности и аккуратности сначала наносить клей на выбранный фрагмент. С помощью этой техники можно создавать панно, декорировать шкатулки, предметы интерьера. Эта техника очень увлекательна и не так сложна в освоении.

Для чего используется пэчворк без иглы? Прежде всего, этот всевозможные панно и картинки, которые служат украшением интерьера. Такой аппликацией декорируют шкатулки, коробочки, обложки альбомов, блокнотов и книг. Очень широкое распространение получила эта техника в области изготовления сувенирных пасхальных яиц, елочных игрушек, валентинок. А еще пэтчворк без иголки используется для декорирования абажуров и даже мебели.

 

 

Как я и предполагала, данная техинка пришлась по вкусу юным художникам. Если на первом занятии было всего несколько ребят, то на второй день и в последующие три недели занятий был полный аншлаг. Ребята сразу оценили с одной стороны незаурядность, с другой простоту выполнения работ  в технике пэчворк без иглы. Почти каждый из них нашел у себя дома кусок пенопласта, и разнообразное количество лоскутков ткани. В результате творческой деятельности у ребят получились очень интересные, милые панно. Самым приятным для ребят стало то, что за небольшой период времени они своими руками получили возможность создать настоявшее произведение искусств, которое по достоинству могут оценить как весь коллектив школы, так и самые близкие. А какой ещё больший стимул можно придумать?

Учитель ИЗО Корева Г.С.